"БРЯНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ"

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - БРЯНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Апостол Иаков Алфеев

0_1a5631_98efa351_xl

22 октября

Свя­той апо­стол Иа­ков был сы­ном Ал­фея и бра­том апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мат­фея, преж­де быв­ше­го мы­та­рем. Ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос, пре­бы­вая на зем­ле во пло­ти, из­брал в до­сто­ин­ство апо­столь­ское про­стых и бла­го­че­сти­вых лю­дей, чтобы по­слать их на про­по­ведь Еван­ге­лия во все­лен­ную, то­гда из­брал Он и се­го Иа­ко­ва и, как до­стой­но­го, при­чел его к апо­столь­ско­му ли­ку (Мф.10:3; Мк.3:18; Лк.6:15). И стал Иа­ков од­ним из чис­ла две­на­дца­ти апо­сто­лов, са­мо­вид­цем и слу­гою Хри­сто­вым, про­по­вед­ни­ком Его та­ин и Его по­сле­до­ва­те­лем. При­няв с дру­ги­ми апо­сто­ла­ми Ду­ха Свя­то­го, со­шед­ше­го на них в ог­нен­ных языках (По воз­не­се­нии Гос­под­нем Иа­ков Ал­фе­ев пре­бы­вал вме­сте с дру­ги­ми апо­сто­ла­ми в Иеру­са­ли­ме в Си­он­ской гор­ни­це (Деян.1:13)), так­же как и неко­то­рое вре­мя по­сле со­ше­ствия Св. Ду­ха (6:2)., он от­пра­вил­ся к языч­ни­кам про­по­ве­до­вать Хри­ста и на­став­лять за­блуд­ших на путь спа­се­ния. Раз­жег­шись ог­нем рев­но­сти Бо­же­ствен­ной, он по­па­лял тер­ния без­бо­жия, со­кру­шал идо­лов, хра­мы их разо­рял, вра­че­вал раз­лич­ные неду­ги, от­го­нял от лю­дей ду­хов лу­ка­вых и мно­гое мно­же­ство лю­дей при­вел к Хри­сту, чрез что при­об­рел се­бе и но­вое имя: «се­мя Бо­же­ствен­ное». Ибо он на­се­ял в серд­цах че­ло­ве­че­ских Бо­жие сло­во, на­са­дил ве­ру и воз­рас­тил бла­го­че­стие: ра­ди се­го он и был на­име­но­ван Бо­же­ствен­ным се­ме­нем.

Об­хо­дя мно­гие стра­ны, он се­ял се­мя небес­ное, со­би­рал жат­ву спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го и окон­чил зем­ное те­че­ние свое Хри­сто­вы­ми сто­па­ми: бу­дучи под­ра­жа­те­лем Хри­сто­вых стра­да­ний, он пре­дал дух Бо­гу при­гвож­ден­ным на кре­сте. Ап. Иа­ков Ал­фе­ев со­вер­шал апо­столь­ское слу­же­ние сна­ча­ла в Иудее, по­том со­пут­ство­вал ап. Ан­дрею Пер­во­зван­но­му в Едес­су (Едес­са – ны­неш­няя Ор­фа – древ­ний зна­ме­ни­тый го­род Ме­со­по­та­мии на р. Ев­фра­те), про­по­ве­до­вал уче­ние Хри­сто­во в Га­зе (один из са­мых древ­ней­ших го­ро­дов Фили­стим­ских на гра­ни­це с цар­ством Иудей­ским, во вре­ме­на апо­столь­ские при­над­ле­жав­ший Си­рии) и Елев­фе­ро­по­ле (го­род Юж­ной Па­ле­сти­ны на до­ро­ге меж­ду Иеру­са­ли­мом и Га­зою) и со­пре­дель­ных им ме­стах, от­ку­да от­пра­вил­ся в Еги­пет и здесь в го­ро­де Остра­цине (при­мор­ский го­род на гра­ни­це с Па­ле­сти­ною) за­пе­чат­лел апо­столь­ские тру­ды свои му­че­ни­че­скою смер­тью на кре­сте.

И бы­ло со­бра­но сие Бо­же­ствен­ное се­мя, свя­той Иа­ков, с пло­да­ми, при­не­сен­ны­ми сто­ри­цею, в небес­ную жит­ни­цу; там, на­сы­ща­ясь сам ви­де­ни­ем ли­ца Бо­жия, он и для нас хо­да­тай­ству­ет сво­и­ми мо­лит­ва­ми о том же на­сы­ще­нии.

Неделя 20-я

по Пятидесятнице

26 октября

5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Гал. 2, 16-20; Лк. 8, 5-15). Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие — под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Свт. Феофан Затворник

Память святых отцев

Неделя-святых-отцов-первого-вселенского-собора-1

VII Вселенского собора

26 октября

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Тропарь свв. отцам VII-го Вселенского Собора, глас 8:

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

ДОГМАТ
о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора, Никейского

«Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Перейти к верхней панели